ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ - психолог - Євген Шантир

 Євген ШАНТИР
КОРАБЛИК
 МУЗЫКАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
 СВЕРКАЕТ МИГ ЗВЕЗДОЙ УДАЧИ,
 ГОРЯТ ОГНИ МОИХ ЗАБОТ,
 А Я, ЛЮБОВЬ, МОЯ РОДНАЯ,
 БЕЗУМНО ВЕРЮ В ТВОЙ ПОЛЕТ.
ЦЕНТР НАУКОВО-ПСИХОЛОГІЧНИХ ПОСЛУГ
 Сучасні російські та українські пісні  
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Меню сайта

Категории раздела
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАТЬИ [18]
ДУХОВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [12]
АФФИРМАЦИИ [10]

Информация
Українські пісні Евгений Шантырь на сервере Стихи.ру


Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Block title
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Top.Mail.Ru
    PR-CY Rank

    Приветствую Вас, Гость · RSS 21 Ноября 2024, 12.45.16

    ЦЕНТР НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ - Новый психоаналитический подход к решению вашей внутренней гармонии
    Евгений Шантырь - профессор психологии, врач, доктор философии по медицине, готов помочь вам разобраться с тем, что мешает вашему личному и профессиональному росту.
    Вместе мы определимся с истинными причинами ваших проблем и разработаем индивидуальный план действий для их преодоления. Не откладывайте свою жизнь на потом,
    начните своё развитие, как личности, прямо сейчас: +380970266288, Viber, Telegram, WhatsApp, Messenger, Zoom, [email protected] Запись на консультацию

    Главная » ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ » ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАТЬИ

    ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ: КОНЦЕПЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ

    Шантырь Евгений Евгеньевич,
    профессор психологии, доктор философии по медицине, заведующий кафедрой психологии Днепровского института Межрегиональной академии управления персоналом


    Шантырь Е.Е. Интегративная теория личности: концепция и практическая реализация // Научно-методический журнал "Проблемы современной науки и образования". - 2017. - № 27 (109). - С.102-111.  DOI: 10.20861/2304-2338-2017-109
    URL: http://ipi1.ru/images/PDF/2017/109/integrativnaya-teoriya.pdf

    Yevhen Y Shantyr. “Unification of The Concept of Personality as Basic Socio-Psychological Conceptual Category". PriMera Scientific Medicine and Public Health 2.6 (2023): 69-78. DOI: 10.56831/PSMPH-02-063 ISSN: 2833-5627
    URL: https://primerascientific.com/pdf/psmph/PSMPH-02-063.pdf

     

    Аннотация: в основе научных представлений о личности человека в настоящее время лежит целый ряд теорий и представлений, которые характеризуются различными научными подходами, многообразным смысловым содержанием и неоднозначным толкованием понятия личности, что однозначно затрудняет теоретическое и, особенно, практическое использование этого термина в научном и социальном его приложении.

    В данной работе автором показаны основные подходы к пониманию содержания теории личности, которая могла бы выступать консолидирующим началом в научном мировоззрении и была бы приемлема для практического применения. На основании аналитических исследований и представлений дано определение понятия личности, описана структура личности, как основополагающая характеристика поведенческих проявлений человека, а также показаны и раскрыты базовые понятийные категории, которыми оперирует Интегративная теория личности. Исходя из её основных положений, автором статьи интерпретируются ключевые вопросы практической психологии, которые наиболее часто обсуждаются в источниках информации относительно понятия личности человека.


    Abstract: the basis of scientific ideas about the personality of man at the present time there are a number of theories and representations that are characterized by various scientific approaches, a diverse semantic content and ambiguous interpretation of the concept of personality, which unambiguously hinders the theoretical and, especially, practical use of this term in its scientific and social application. In this paper, the author shows the main approaches to understanding the content of personality theory, which could serve as a consolidating principle in the scientific worldview, and would be acceptable for practical application. On the basis of analytical studies and representations, a definition of the concept of personality is given, the structure of the personality is described as a fundamental characteristic of behavioral manifestations of a person, And also shows and reveals the basic conceptual categories, which Operates Integrative theory of personality. Proceeding from its main provisions, the author of the article interprets key questions of practical psychology, which are most often discussed in the sources of information concerning the concept of a person's personality.
     

    Ключевые слова: психология, практическая психология, интегративная психология, личность, теории личности, структура личности

    Keywords: psychology, practical psychology, integrative psychology, personality, personality theory, personality structure


    Вступление. В психологическом научном мировоззрении существуют ключевые или основополагающие вопросы, которые на протяжении всего исторического периода развития психологии находились в центре внимания многих исследователей и в настоящее время также остаются актуальными. Это касается, прежде всего, интерпретации психологии, как науки и её фундаментальных понятий и терминов. В процессе своего становления, как научной дисциплины, психология разработала семь основных направлений или парадигм развития психологической мысли: физиологическую (экспериментальную) психологию, психоанализ, бихевиоризм, экзистенциально-гуманистическую психологию, трансперсональную психологию, коммуникативную психологию и в завершении на сегодняшний день – интегративную психологию [7; 14]. Следует подчеркнуть, при этом, что интегративная психология со своими основными положениями:  «энергийность» сознания, единство мира, человека, его тела и сознания,  выступает в определенной степени объединяющим началом всех направлений или парадигм психологического мировоззрения [1].    

    В рамках выше указанных направлений психологических парадигм в процессе исторического развития формировались и соответственные представления, как о самой психологии, так и о её ключевых терминах и понятиях. Одной из таких базовых понятийных категорий в психологии является понятие «личность», хотя этот термин сам по себе не является сугубо психологическим и довольно часто используется философией, социологией, педагогикой и другими общественными науками. При этом все они, прямо или косвенно, рассматривает человека, как Личность во всём многообразии его профессиональных, социальных и бытовых проявлений [2; 13; 25; 33]. Личность – одна из центральных тем психологии, понятие "личность" и "личностное" имеет свою смысловую историю развития и неоднозначную трактовку [10]. В настоящее время в научном мировоззрении отсутствует общепринятая интерпретация понятия «личности», что, безусловно, затрудняет теоретическое и, особенно, практическое использование этого термина в научном и социальном его приложении.

    Вместе с тем, проблемы современного общества, нарастание кризисных явлений и необходимость в связи с этим  разработки научно обоснованных решений по их преодолению, а также дальнейшее становление психологии и развитие других общественных наук, настоятельно требуют, на наш взгляд, в нынешних условиях научного мировоззрения, выработку принципиально новых подходов к интерпретации личности, как фундаментального понятия. Следовательно, необходима востребованная теория личности, которая по аналогии с интегративной психологией выступала бы объединяющим началом всех парадигм психологической мысли в контексте интерпретации понятия личности и способствовала б единому подходу к пониманию этой базовой категории в других социальных и философских науках. Такую консолидирующую и приемлемую, с нашей точки зрения, теорию для научного мировоззрения и практического применения мы соответственно и назвали – Интегративная теория личности.    

    Прежде чем приступить к её описанию нам необходимо, безусловно, определиться, что же собственно должна представлять собой теория личности, и каковы ее основные функции и компоненты? Если говорить в целом, то теория личности, как и любая другая теория, это смысловой каркас или логическая схема, позволяющая объяснять те или иные явления или события. В нашем случае это касается основ человеческой природы, и назначение теория личности заключаются в том, чтобы обеспечить интерпретацию и прогнозирование всех проявлений личностных качеств человека. При этом сама теория личности должна быть структурирована на соответствующие компоненты, которые сами по себе тоже являются понятийными категориями, обеспечивающие, и в этом их главный смысл, последовательное и логичное объяснение настоящей и прогнозируемой поведенческой составляющей человека, как личности. На основании указанного выше подхода мы включили в Интегративную теорию личности, следующие её составляющие аспекты:

    – определение понятия личности, отражающее смысл этого термина;

    – структуру личности, как основополагающую характеристику поведенческих проявлений человека;

    – категории понятий, которыми оперирует Интегративная теория личности.

    Основной материал. В начале изложения предлагаемой нами Интегративной теории личности необходимо отметить, что термин личность (personality) происходит от латинского слова «persona», обозначавшего маску, которую надевал актер в греческой драме. Люди склонны отождествлять личность человека с обаянием, популярностью или публичным имиджем. В основе научных представлений о личности в настоящее время лежат различные теоретические предпосылки и суждения:  свобода – детерминизм, рациональность – иррациональность, холизм – элементализм, конституционализм – инвайронментализм, изменяемость – неизменность, субъективность – объективность, проактивность – реактивность, гомеостаз – гетеростаз и познаваемость – непознаваемость [28]. В большинстве из них личность рассматривается как определенная общая идея индивидуальных различий, как некая гипотетическая структура в процессе  развития на протяжении всей жизни, а также как сущность, объясняющая стабильность форм поведения человека. Основные теории личности хорошо описаны во многих источниках литературы [9; 12; 20; 24] и включают в себя следующие концепции:

    1. Психодинамическая теория личности (З.Фрейд).

    2. Аналитическая теория личности (К. Юнг).

    3. Индивидуальная теория личности (А.Адлер).

    4. Гуманистические теории личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм).

    5. Эгопсихологические теории личности (Э. Эриксон, К. Хорни).

    6. Когнитивно-поведенческие теории личности

       (Д. Уотсон, Б. Скиннер, Д. Келли, А. Бандура, Д. Роттер).

    7. Диспозициональные теории личности

        (Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк, В.Д. Небылицин, В.А. Ядов).

    8. Деятельностные теории личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

    В рамках данной статьи, нет необходимости, конечно, проводить аналитическую интерпретацию существующих теорий личности. Эта информация достаточно широко представлена на соответствующих ресурсах  Интернета, а также в научной и научно-популярной литературе [17; 21; 24; 26]. Необходимо лишь подчеркнуть, что авторы существующих концепций личности в свои теории вкладывали не только различные мировоззренческие  подходы, но, и под самой теорией личности исследователи, так сложилось исторически, понимали разные, по сути, и содержанию теоретические разработки.

    Предлагаемая нами Интегративная теория личности, как было показано выше, прежде всего, вкладывает смысл в само понятие теории личности и лишь, потом это понятие наполняется содержанием, а именно, определением, структурой и соответствующими понятийными категориями.

    Таким образом, в первую очередь, необходимо сформулировать определение понятия «личность». В настоящее время существует более сотни толкований этого термина, которые имеют далеко неоднозначную смысловую характеристику. Мы не будем, конечно, останавливаться на всём смысловом многообразии существующих определений понятия «личность». В этом нет необходимости в силу достаточно широкой распространенности этой информации в соответствующей литературе [6; 8; 22; 26] и на сайтах Интернета [11]. Здесь важно, на наш взгляд, лишь подчеркнуть, что в настоящее время нельзя мириться с таким положением дел, когда многообразие и неоднозначность термина не только осложняет профессиональные взаимоотношения научных и практических специалистов, но и ставит под сомнения, довольно часто,  результаты их работы и в первую очередь, конечно же, это касается профессии психолога.     

    Изучив и проанализировав имеющийся в свободном доступе соответствующий материал, мы разработали и предлагаем вниманию читателям и специалистам в этой области такое определение, которое, не отрицая, ни в коем случае, все многочисленные теоретические наработки психологии и других философских и социальных наук, создаёт, тем не менее, унифицированное базовое понятие Личности, которое приемлемо, на наш взгляд, для всех школ и направлений психологического, философского и социального научного мировоззрения. Содержание его следующее:

    Личность – человек, как носитель творческого сознания. Это определение перекликается с определением понятия личности у К.К. Платонова: личность – человек как носитель сознания [18, с. 56-57]. Мы лишь подчеркнули, что сознание у личности творческое. Что это означает? Какой смысл содержит в себе словосочетание «творческое сознание» в Интегративной теории личности? Этот смысл заключается в наличии у человека факта возможности «выбора». Процесс творчества в практическом формате это и есть процесс «выбора», выбора мысли, слова, штриха, цвета, движения, действия в целом и т.д. Наличие факта «выбора» у человека существует далеко не всегда. Его нет у новорожденных, у больных людей с выраженными признаками психических заболеваний, в определенных аффектных состояниях, при сильном алкогольном опьянении и в других случаях, когда в сознании человека отсутствует психический процесс, который в психологии называется чувством «Я» [23; 32]. Отсутствие или потеря по той или иной причине психического процесса чувства «Я», т.е. осознанной идентификации себя с внешним миром обязательно приводит к потере факта возможности осознанного «выбора». Чувство «Я» появляется у человека в детстве на определенном этапе развития его сознания. Этот момент, как правило, все хорошо помнят, так как вместе с ним в сознании появляется и память, как осознанный психический процесс. До начала функционирования психического процесса чувства «Я» человек (ребёнок) не помнит себя, своих действий, желаний, слёз, радости и т.д. В момент рождения, появления этого чувства, чувства – это «Я», человек и становится Личностью, так как приобретает возможность выбирать свою реализацию в окружающем мире, т.е. заниматься творчеством в самом широком смысле этого слова. Сознание человека становится творческим.

    Таким образом, Личность  – это всегда человек с творческим сознанием, т.е. с таким сознанием, которое наделено возможностью через чувство «Я» делать осознанный выбор тех или иных действий для реализации себя в конкретной жизненной ситуации. Решение любой проблемы и тем более преодоление тех или иных кризисных ситуаций, всегда связано с осознанным выбором нового мировоззрения и приобретением новых личностных качеств. Делая этот выбор, человек и приобретает психологическую и социальную категорию Личности и задача психологов, социологов и даже философов сделать этот выбор наиболее рациональным.

    Далее, исходя из того, что личность –  это человек, как носитель творческого сознания, то необходимо вложить конкретный смысл в термин  «сознание», как понятийную категорию в Интегративной теории личности. Не вдаваясь в философскую и психологическую полемику понятия сознания, мы рассматриваем сознание как носителя психических процессов, что согласуется с разработками целого ряда авторов [3; 15; 16; 33].

    Именно сознание, как носитель психических процессов, находится в центре внимания всех направлений психологических и социальных наук, а также в различных философских изысканиях. Сознание безгранично в пространстве, во времени и в своих возможностях и поэтому нет смысла, на наш взгляд, давать ему научное определение. Ведь любое определение ставит конкретные рамки в отношении того или иного термина, а у сознания, как у понятийной категории этих рамок нет и, априори, быть не может, как нет границ у бесконечности пространства. Следовательно, в Интегративной теории личности сознание – это носитель конкретных исходных элементов психики человека – психических процессов. Именно они, психические процессы являются основополагающим источником всех остальных психических явлений, состояний, свойств, образований и фактов. Этот перечень психических характеристик, источником которых являются психические процессы, в настоящее время имеют неоднозначные терминологические толкования и многоликие классификационные характеристики [19]. И для того, чтоб интерпретировать всё многообразие производных психических процессов, необходимо, в первую очередь, вложить конкретное понимание в сам термин «психический процесс».

    Интегративная теория личности рассматривает психический процесс, как определенное и однонаправленное свойство сознания. Раскрывая смысловое содержание этого толкования, следует отметить, что психические процессы – это отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности. Психический процесс нельзя раздробить на другие психические процессы. Другими словами в рамках психического процесса можно выделить его отдельные элементы, но нельзя, не нарушив его качественной одно направленности, поместить туда другой психический процесс или его компоненты. Например, психический процесс памяти можно условно разделить на отдельные процессы, связанные с механизмом получения информации, сохранения этой информации и в дальнейшем её воспроизведении, но нельзя в нем вычленить и рассматривать другой психический процесс, например, внимание или мышление. Это разные психические процессы, можно изучать их качественные составляющие, но нельзя в рамках одного процесса выделить другой психический процесс. Бесспорно, все психические процессы  находятся в тесной взаимосвязи между собой, но это вовсе не исключает их идентичности. Психические процессы представляют собой исходную группу, в которой совокупность её составляющих, и их качественное многообразие, в конечном счете, и формируют индивидуальность психики человека [3].

    Исходя из концепции «энергийности» сознания в интегративной психологии [1], можно также сказать, что любой психический процесс – это движение или течение определенного особого вида энергии сознания, научное изучение которой только начинается.

    Все психические процессы в Интегративной теории личности систематизированы и представлены следующей классификацией:

              1). Интеллектуальные психические процессы.

    Формируют интеллект: мышление, воображение, память, внимание, речь.

              2). Эмоциональные психические процессы.

    Эмоциональная характеристика психики включает в себя:

    - ощущения – информация от органов и тканей нашего тела (шестое чувство),

    а также сигналы, получаемые от энергоинформационного поля тела человека и окружающего пространства (седьмое чувство или интуиция);

    - чувства – информация от наших 5-ти органов чувств: слух, зрение, обоняние, вкусовые и тактильно-осязательные сигналы;

    - эмоции – значимость и ценность, которые создаются и проецируются человеком на получаемую информацию. Следовательно, настроение, радость, грусть, гнев, любовь, страсть и т.д., являются определенной, строго индивидуальной (качественно и количественно) совокупностью эмоциональных психических процессов, как реакции на полученную информацию.

              3). Функциональные психические процессы.

    Психические процессы, которые, как правило, являются врожденными и во многом предопределены генетически, отнесены в группу функциональные психические процессы:

    - темперамент (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик);

    - направленность психических процессов (экстра-интроверт); 

    - экстрасенсорные: целительство, ясновидение, парапсихологические

      способности.

              4). Духовные психические процессы.

    Психические процессы, которые направлены на интерпретацию себя во взаимоотношении с самим собой и внешним, в том числе духовным (невидимым) миром, объединены в группу духовные психические процессы:

    чувство «Я», чувство «Мир» (всё, что находится вне чувства «Я», окружает его), чувство «Он» (Создатель, Бог, Высший разум). Четвертая группа психических процессов в нашей классификации отражает, в какой-то степени, религиозное мировоззрение и оперирует понятиями, которые представлены в том или ином виде во всех религиях мира. Вместе с тем, в научной и, особенно, в научно-популярной литературе и на профильных сайтах Интернета эти понятия, в определенных   терминологических формах, находят своё отображение и исследуются в контексте изучения психики человека и его личностного роста [5; 31].

    Указанные 4-е группы психических процессов являются первоначальным источником всего многообразия психологических проявлений человека. В результате их функционирования формируется структура личности человека, которая по своей сути является производным продуктом тех или иных функциональных проявлений психических процессов.

    Структура личности состоит из следующих элементов:

    Психика – совокупность всех психических процессов.

    Интеллект – совокупность интеллектуальных психических процессов.

    Восприятие – совокупность эмоциональных психических процессов.

    Мотивация – потребность личности в духовных и материальных ценностях.

    Самоактуализация – потребность человека в развитии личностных качеств.  

    Самооценка – притязания личности на реализацию своих потребностей.

    Здоровье – способность противостоять социальным и природным факторам.

    Характер – структура личности в действии, как выражение векторных свойств психики человека.

    Такими свойствами могут быть: доброта, сила воли, агрессивность, альтруизм, эгоизм, конфликтность, щедрость и т.д. Перечень свойств характера может быть очень обширным. Никакая классификация не сможет отразить всё многообразие человеческих характеров, хотя попытки их систематизировать существуют и могут, конечно, представлять собой определенный теоретический интерес.

    Исходя из основных положений Интегративной теории личности (определения понятия личности, её структуры и понятийных категорий),  представляется целесообразным, также, интерпретация ключевых вопросов практической психологии, которые наиболее часто обсуждаются в научной литературе относительно понятия личности человека. Обозначим и последовательно рассмотрим их основные положения:

    1. Формирование личности и возрастной период.

    Формирование личности, как человека – носителя творческого сознания происходит на протяжении всей его жизни и связано с развитием всех  психических процессов. При этом важно отметить, что возрастной период имеет особое значение для развития интеллектуальных психических процессов, которые в детском и юношеском возрасте развиваются, как и весь организм, наиболее интенсивно, о чем свидетельствует вся педагогическая и медицинская практика. Что касается эмоциональных, функциональных и духовных психических процессов то их развитие не связано непосредственно с возрастом человека и может варьировать в своём прогрессе в зависимости от характерологических особенностей мотивации и самоактуализации, как производных составляющих всей психики человека. Можно здесь также подчеркнуть тот факт, что духовные психические процессы имеют тенденцию к наиболее интенсивному развитию в пожилом и преклонном возрасте человека, как показывает история развития человеческой цивилизации и, особенно, теологического мировоззрения [27].

    2. Главный (доминирующий) источник развития личности.

    Развитие личности происходит на генетической и энергетической основе индивидуума человека под влиянием окружающей природной и социальной среды. Главными или доминирующими источниками развития личности  могут быть и врожденные характеристики, и приобретенные качества личности человека, в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Следовательно, нет никакой практической необходимости определять, что является главным или основным источником развития личности, как нет необходимости, например, определять, что является более важным плюс или минус в процессе движения электричества.

    3. Основополагающие (доминирующие) процессы в психике человека: сознательные (рациональные) или       бессознательные (иррациональные)?

    Сознание, как носитель психических процессов, представляет собой в соответствии с интегративной психологией целостное образование. Разделение сознания весьма условно и связано с отожествлением этого понятия с интеллектуальным психическим процессов «внимание». Другими словами, на что направлен психический процесс внимание, то и является сознательным (рациональным), всё остальное – бессознательное или иррациональное. Если бессознательное попадает в сферу психического процесса «внимание», оно становится сознательным, т.е. осознанным или рациональным. Одна часть, так называемого бессознательного, легко попадает в фокус внимания, другая – только при использовании специальных психологических методов, третья – не может, пока, оказаться в сфере психического процесса  «внимание» на данном уровне его развития и развития всей психики человека в целом, а четвертая составляющая сознания, видимо, вообще не подвластна психическому процессу «внимание» в силу целесообразности или в целях безопасности всего организма, так как интеллект человека не является совершенным инструментом управления всей существующей реальностью. Большинство психических процессов и связанных с ними поведенческих проявлений человека происходят в указанном выше смысле бессознательно, т.е. без участия психического процесса «внимание». В фокус внимания попадают, как правило, уже результаты тех или иных психических процессов и, связанных с ними, поведенческих актов для их дальнейшего утверждения или корректировки интеллектом человека. Следовательно, доминирующими психическими процессами в структуре личности по отношению к поведенческим аспектам проявления являются так называемые бессознательные психические процессы, так как это обеспечивает адекватную с точки зрения затраченного времени реакцию человека на постоянно изменяющиеся обстоятельства. Что касается корректировки поведенческих проявлений и формирования новых качеств личности, то доминирующими являются сознательные психические процессы, т.е. те, которые находятся в фокусе психического процесса внимания и могут анализироваться и видоизменяться (корректироваться) интеллектом человека.

    4. Личность и решение проблем: свобода и контроль поведения.

    Личность, как человек с творческим сознанием, всегда свободна в своём выборе, но, это вовсе не означает и это необходимо подчеркнуть, что личность свободна в получении желаемых результатов этого выбора. Результат выбора всегда будет отражать истину, не зависящую от желаний человека, в том числе и при решении его конкретных жизненных проблем. Если процесс выбора – это творчество, в самом широком смысле этого слова, то какую смысловую нагрузку содержит в себе понятие «проблема»? Необходимо также вложить конкретную интерпретацию и в этот термин. Проблема в науке вообще – это концепция о незнании. Психологические проблемы – это в первую очередь душевные проблемы, проблемы эмоциональных состояний [4]. Есть, конечно, и другие определения, но, не вдаваясь и в этом случае в полемику по данному вопросу, мы хотим подчеркнуть, что интерпретация любого понятия, в первую очередь, должна иметь свою конкретную практическую значимость. Поскольку психология и другие социальные науки стремятся, прежде всего, к развитию человека, как личности, т.е. к приобретению им необходимых личностных качеств, которые у него отсутствуют, то и понятие «проблема» должна включать в себя идентичную смысловую нагрузку. Другими словами, интерпретация проблемы, как понятия, должна отражать то качество личности человека, к которому нужно прийти в процессе развития психических процессов личности для решения конкретной проблемы. Следовательно, под проблемой в психологии не следует понимать присутствие какого-то негативного фактора или наличие отрицательного эмоционального состояния. Перечисленные аспекты – это всегда результат проблемы, а не сама проблема. В Интегративной теории личности проблема – это всегда то, что отсутствует в личностных качествах человека, а не то, что присутствует в его жизни, это то, чему надо научиться, выработать в себе.  Причина же проблемы – это всегда ошибочное убеждение, которое, как правило, не лежит на виду, на поверхности, а спрятано глубоко в подсознании, т.е. не находится в фокусе психического процесса внимания. При этом именно оно, это ошибочное убеждение и формирует не рациональный или не адекватный выбор человека в конкретной жизненной ситуации. Таким образом, проблема, как отсутствие требуемых личностных качеств, необходима человеку для его дальнейшего развития и совершенствования. Она не призвана причинять боль, а если и причиняет, так только для того, чтоб стимулировать, подталкивать индивидуум к личностному росту и развитию всего комплекса его психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных, функциональных и духовных [30]. Поведенческие проявления человека всегда являются зеркальным или векторным отражением всего комплекса функциональных состояний его психических процессов. Следовательно, своё поведение человек не может контролировать усилием воли длительное время, так как воля человека является лишь одним из многочисленных свойств характера. Другие свойства характера, как структуры личности в действии, обязательно проявятся и дадут о себе знать, даже если человек будет, что называется проявлять упрямство. Главный смысл контроля над своим поведением заключается именно в развитии личностных качеств, как необходимого условия решения той или оной проблемы. Другими словами, нельзя решить проблему лишь усилием воли, проблема однозначно и кардинально всегда решается в результате приобретения новых и более совершенных качеств психики человека.  Поэтому свобода выбора и контроль над поведением – это две составляющие, две педали по аналогии с современным автомобилем (газ и тормоз), предназначенные для эволюционного движения или развития психических процессов с целью формирования новых качеств личности, которые, в конечном счете, и формируют более рациональное поведение человека.

    5. Реальность внутреннего мира человека.

    Внутренний мир человека, как и его внешнее окружение является субъективным отражением объективной реальности, как некий продукт функционирования человеческой психики, представляющей собой всю совокупность психических процессов. При этом именно такая субъективность отражения и есть та объективная реальность, которая изначально предназначается для развития человека, как личности. И эта реальность, объективная и субъективная одновременно, может быть исследована соответствующими психологическими методами, которые в свою очередь, все без исключения, являются субъективным отражением объективной реальности, так как созданы и интерпретируются интеллектом человека. Таким образом, реальность внутреннего мира человека – это есть не что иное, как совокупность функциональных состояний его психических процессов, которые отражают объективную реальность субъективными характеристиками психики. И это отражение и есть та Реальность, которая является исходной диспозицией в любом текущем настоящем времени для развития человека, как личности.

    6. Психопатология и психосоматика.

    В соответствии с интегративной психологией, как отмечалось выше,  психический процесс – это движение или течение определенного особого вида энергии сознания. Мозг человека обеспечивает доступ к этому особому виду энергии и влияние на эту энергию силой или «энергийностью» доминирующей мысли, которая определяется (выбирается) человеческим интеллектом. Причины психопатологии и психосоматических заболеваний находятся в функциональном состоянии психических процессов, как особого вида движения энергии сознания. Эта энергия не может быть больной, её движение может быть не совершенным для данного индивидуума или даже искаженным по отношению к тем функциям, которые эта энергия (психические процессы) должны выполнять в сознании человека. Именно при таком искаженном течение энергии психических процессов и возникают патологические психические состояния, неврозы и психические заболевания человека. При психосоматических заболеваниях функциональное состояние психических процессов сказывается на энергетическом состоянии органов и тканей человека, что впоследствии приводит к различным функциональным нарушениям, а в дальнейшем и к органическим изменениям. Здесь следует отметить, что психотерапевты, невропатологи и, особенно, врачи-психиатры с помощью медикаментозного влияния, электрошока или даже хирургического влияния занимаются, главным образом, устранением или хотя бы уменьшением последствий влияния на организм искаженного движения энергии психических процессов. Но сама энергия остается здоровой, естественной, как ветер, который всегда нужен, полезен, но может причинять вред человеку при определенной силовой турбулентности движения или неблагоприятных условиях воздействия на организм. Как и, главное чем, можно лечить интеллектуальные, эмоциональные, функциональные и духовные психические процессы, которые представляют собой особый вид энергии сознания? Они всегда здоровы, как всегда здорова энергия ветра! Просто находятся на определенном уровне развития и функционального состояния. Поэтому речь не может идти о том, чтобы лечить эту энергию каким-либо терапевтическим воздействием. При всех патологических состояниях психики личности человека, как носителя творческого сознания, необходимо заниматься развитием психических процессов, как особого вида энергии сознания и относиться к ней, к этой энергии в соответствии с законами мироздания, познание которых в области "энергийности" сознания (интегративная психология) только начинается. Полная характеристика принципиальных теоретических и практических отличий в деятельности психологов и представителей врачебных специальностей в области психического здоровья человека представлена нами в соответствующей работе [29].

    7. Основа психического здоровья и прогнозирование поведенческих проявлений человека.

    Прежде всего, определимся с понятием «здоровье». Не вдаваясь и в этом случае, в полемику относительно интерпретации этого понятия в различных средствах научной и массовой информации, мы выделим главный смысл этой понятийной категории в рамках Интегративной психологии личности. Здоровье – это способность организма человека противостоять социальным и природным факторам окружающей среды. Следовательно, в основе психического здоровья человека лежит такое функциональное состояние психических процессов, которое может обеспечить адаптацию личности к окружающей, главным образом, социальной среде. В соответствии с интегративной психологией психические процессы, как движение особого вида энергии, о которой нам пока мало, что известно, необходимо развивать, совершенствовать. И в первую очередь это относится к развитию интеллектуальных психических процессов, особенно, в нынешних условиях постоянной интенсификации жизни и нарастанию кризисных явлений в современном обществе. Развитие психических процессов по пути их естественного эволюционирования – это и есть то главное условие, которое будет обеспечивать сохранение и укрепление психического здоровья человека. При этом прогнозирование его поведенческих проявлений может основываться только на соответствующих характеристиках психических процессов, их производных – структуры личности и конкретных векторных свойств характера человека. 
     

    Заключение.

    Основная концепция Интегративной теории личности включает в себя следующие положения:

    Личность – это человек, как носитель творческого сознания.

    Процесс творчества в практическом понимании этого слова представляет собой процесс «выбора», делая этот выбор, через психический процесс чувства «Я», человек и приобретает психологическую и социальную категорию Личности.

    Сознание – носитель психических процессов.

    Психический процесс – однонаправленное свойство сознания. Психические процессы представляют собой исходные элементы всего многообразия психических проявлений человека. Классифицируются психические процессы на четыре группы: интеллектуальные, эмоциональные, функциональные и духовные.

    Производным продуктом психических процессов является структура личности, которая состоит из следующих элементов:

    Психика – совокупность всех психических процессов.

    Интеллект – совокупность интеллектуальных психических процессов.

    Восприятие – совокупность эмоциональных психических процессов.

    Мотивация – потребность личности в духовных и материальных ценностях.

    Самоактуализация – потребность человека в развитии личностных качеств.  

    Самооценка – притязания личности на реализацию своих потребностей.

    Здоровье – способность противостоять социальным и природным факторам.

    Характер – структура личности в действии, как выражение векторных свойств психики человека. Количество свойств характера бесконечное множество, как бесконечно много и самих сочетаний характеристик психических процессов.


    Список литературы/ References

    1. Александров А.А. Интегративная психотерапия. СПб: Питер, 2009. 352 с.

    2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. 228 с.

    3. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 670 с.

    4. Виды психологических проблем [Электронный ресурс] // Психологос. Энциклопедия практической психологии.   URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_psihologicheskih_problem (Дата обращения: 10.05.2017).

    5. Войнівська О.О. Актуальні психологічні проблеми релігійного звернення в сучасному суспільстві // Наука і освіта.   2004. № 4-5. С. 14-17.

    6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001.560 с.

    7. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект, 2004. 576 с.

    8. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. 640 с.

    9. Клонингер С. Теории личности: познание человека. СПб.: Питер, 2003. 718 с.

    10. Козлов Н.И. Личность. [Электронный ресурс] // Психологос. Энциклопедия практической психологии.
    URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost (Дата обращения: 14.06.2017).

    11. Козлов Н.И. Личность в психологии. [Электронный ресурс] // Психологос. Энциклопедия практической психологии. http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost_v_psihologii (Дата обращения: 13.05.2017).

    12. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия, 2-е изд. исравл. и доп-е. СПб.: Питер, 2009. 464 с.

    13. Леонтьев А.А. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2005. 431 с.

    14. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2001. 538 с.

    15. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. 4-е  изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 688 с.

    16. Папуча М.В. Внутрішній світ людини та його становлення. Дис. докт. психол. наук. К.: Ін-т психології ім. Г.С. Костюка, 2013. 400 с.

    17. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2001. 607 с.

    18. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. С.56-57.

    19. Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

    20. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Общая редакция А.А. Реана. СПб.: Питер, 2000. 320 c.

    21. Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: Вопросы психологии, 2001. 192 с.

    22. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. Реана А.А. СПб.: 2002. 656 с.

    23. Психология самосознания. Хрестоматия. Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: «Бахрах-М», 2003. 672 с.

    24. Сальваторе Мадди. Теории личности: сравнительный анализ. Спб: Речь, 2002. 539 с.

    25. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. 358 с.

    26. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. 704 с.

    27. Хегглунд Б. История теологии. СПб.: Светоч, 2001. 370 с.

    28. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 2003. 608 с.

    29. Шантырь Е.Е. Интерпретация профессий и вопросы подготовки кадров в сфере психологических услуг. // Психология и Психотехника. - 2015. - № 9. - C. 942-950. DOI: 10.7256/20708955.2015.9.16276 
    http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=-35342 (Дата обращения: 21.06.2017).

    30. Шантырь Е.Е. Унификации базовых понятий и терминов практической психологии // 2015. № 2. С. 99-117.
    DOI: 10.7256/2409-8701.2015.2.14907. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_14907.html (Дата обращения: 10.07.2017).

    31. Шеховцова Л.Ф. Мировоззренческие основания гуманистической и трансперсональной психологий // Шеховцова Л. Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. СПб.: Общество православных психологов Санкт-Петербурга, 2009. С. 24-32.

    32. Щербак Т.І. Розвиток образу Я у період репрезентації інтелекту особистості. Дис. канд. психол. наук.Одеса: МОН України ДЗ  "Південноукраїнський нац. пед. ун-т ім. К.Д. Ушинського, 2013. 200 с.

    33. Юнг К.Г. Человек. М.: АСТ-Пресс, 2007. 470 с.

     

    Категория: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАТЬИ | Добавил: shantyr (25 Июля 2017)
    Просмотров: 1161 | Рейтинг: 5.0/1
    Copyright MyCorp © 2024
    Хостинг от uWeb